Кто верит фейкам. Исследование

0
70

Как отличить фейк от достоверной информации? Оказывается, чтобы овладеть этим умением, нужны опыт работы в интернете и умение редактировать фото. Во всяком случае, эти факторы важнее, чем то, как оформлена фейковая новость и где она размещена: в Facebook или New York Times.

Иногда фейковые фото сделаны настолько искусно, что трудно наверняка сказать — реальная ли картина на них изображена. Внимательно посмотрите на эти два изображения и скажите: правда это или фейк?

По крайней мере один человек погиб после того, как рухнула часть моста в китайском Чжэнчжоу.
Небольшое, пыльное, скудно обставленное здание служит классной комнатой для учеников в начальной школе в Хараре, городе на окраине столицы Зимбабве.

Ваша оценка может быть основана только на визуальной информации. Или, возможно, вы учли авторитет источника или количество людей, которые поставили лайк и сделали репост.

Профессора университетов Калифорнии и Вирджинии изучали, как люди оценивают достоверность изображений, иллюстрирующих онлайн-истории, и какие элементы участвуют в этой оценке. Оказалось, что чем больше у пользователя опыта работы с интернетом, цифровой фотографией и онлайн-медиаплатформами, тем меньше шансов «повестись» на фейковые изображения. Иными словами, чем выше ваш уровень медиаграмотности, тем сложнее вас обмануть.

Кого удалось обмануть?

Вернёмся к фотографиям в начале материала.

Оба изображения — фейки.

Главной задачей этого исследования было определить, как и насколько каждый из факторов влияет на суждение людей об онлайн-изображениях. Предполагалось, что достоверность первоисточника может быть одним из таких элементов. Впрочем, как и доверие к любому вторичному источнику — людям, которые сделали репост. Другое предположение — что повлиять на решение зрителя может его отношение к изображённой проблеме. К примеру, если интернет-пользователь не согласен с тем, что изображено на картинке, он с большей вероятностью посчитает это фейком. И наоборот, с большей вероятностью поверит в правдивость фото, если согласен с тем, что видит.

Кроме того, авторы исследования хотели посмотреть, насколько важна «подкованность» человека в плане инструментов и техник, которые позволяют манипулировать изображениями и создавать фейки. В последние годы методы подделки информации развивались намного быстрее, чем технологии, которые могут обнаруживать цифровые манипуляции.

Тем не менее, риски и опасности, связанные с фейковыми новостями, остаются высокими. Обычно поддельные изображения используют злонамеренно, чтобы влиять на общественное мнение или вызывать эмоциональные переживания. Буквально в прошлом месяце, во время беспорядков в Индонезии после выборов, мужчина преднамеренно распространил в социальных сетях фото с подписью «Китай отправил боевиков в Индонезию под видом иностранных рабочих», чтобы разжечь в обществе антикитайские настроения.

Тестирование фейковых изображений

Для того чтобы проверить все эти теории, авторы исследования создали шесть фейковых фотографий на разные темы, включая внутреннюю и внешнюю политику, научные открытия, стихийные бедствия и социальные проблемы. Затем эти изображения «запаковали» в 28 макетных композиций на тему того, как каждая из этих фотографий может отображаться в интернете. Например, она может быть опубликована на Facebook или как новость на веб-сайте The New York Times.

Каждый макет представлял собой поддельное изображение, сопровождаемое кратким текстовым описанием и несколькими контекстными подсказками и особенностями: конкретное место, где было сделано фото, информация о его источнике, об авторе снимка, а также о том, сколько лайков или других взаимодействий было сделано с публикацией. Все изображения и сопровождающий текст и информация были полностью сфабрикованы. Пример того, как именно выглядели финальные варианты, можно посмотреть на двух фото в начале материала.

Важно отметить, что использовались только поддельные изображения: чтобы исключить возможность, что кто-либо из участников, прежде чем присоединиться к исследованию, наткнётся на оригинальное изображение. В тестировании приняли участие 3476 человек из Amazon Mechanical Turk. Всем участникам было как минимум 18 лет, и все они жили в США.

В первой части исследования каждый участник ответил на произвольный набор вопросов, касающихся их навыков работы в интернете, опыта работы с цифровыми изображениями и отношения к различным социально-политическим вопросам. Во второй части им представили случайно выбранный макет изображения. Попросили внимательно посмотреть на изображение и оценить его достоверность.

Контекст не помог

Оказалось, что суждения участников о достоверности изображений не менялись в зависимости от контекста, в котором эти фото были представлены. Изображение с рухнувшим мостом считывают как фейк вне зависимости от того, пост ли это на Facebook или часть статьи на сайте New York Times.

Основными факторами, влияющими на результат, оказались уровень опыта работы с интернетом и цифровой фотографией. Те, кто был хорошо знаком с социальными сетями и инструментами цифровой обработки изображений, более скептически относились к подлинности фото и реже принимали их за чистую монету.

Что касается убеждения и мнения людей по тем или иным вопросам, то этот фактор также сильно повлиял на их оценку достоверности фотографии. Например, когда человек не согласен с посылом изображения, он с большей вероятностью полагает, что это фейк.

Этот фактор также может объяснить, почему фейки так легко и быстро распространяются: когда люди сталкиваются с чем-то, что подтверждает их взгляды, они с большей готовностью делятся этой информацией среди своих друзей и подписчиков в интернете.

Что с этим делать?

К сожалению или к счастью, чтобы не стать жертвой манипуляций и фейков, существует всего один выход. Кстати, его эффективность тоже подтверждена исследованиями. Необходимо привлекать как можно больше людей для работы с онлайн-медиа и редактированием цифровых изображений, в том числе путём инвестирования в образование. Тогда они узнают больше о том, как оценивать изображения в интернете, и с меньшей вероятностью станут жертвами фейков. Иными словами, необходимо развивать навыки медиаграмотности. Материалы «Нового репортёра» по этой теме можно найти здесь.

Материал подготовлен по статье на сайте niemanlab.org.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь